СРО и строительство (Ликбез)
1. Саморегулируемые организации
Несмотря на то, что понятие саморегулируемых организаций (СРО) появилось уже достаточно давно, для большинства эта аббревиатура осталась простым набором звуков, не более. Предлагаю разобрать это понятие в целом и, далее в частности, на примере СРО в строительстве.
Далее представлена подборка основных, на мой взгляд, моментов из Федерального закона № 315-Фз от 1 декабря 2007 года "О саморегулируемых организациях".
1. Под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил.
2. Саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности, исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида.
3. Саморегулируемая организация разрабатывает и утверждает стандарты и правила предпринимательской или профессиональной деятельности, под которыми понимаются требования к осуществлению предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательные для выполнения всеми членами СРО. Федеральными законами могут устанавливаться иные требования, стандарты и правила, а также особенности содержания, разработки и установления стандартов и правил саморегулируемых организаций.
4. Саморегулируемая организация осуществляет следующие основные функции:
1) разрабатывает и устанавливает условия членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемой организации;
2) применяет меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации, в отношении своих членов;
3) образует третейские суды для разрешения споров, возникающих между членами саморегулируемой организации, а также между ними и потребителями произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), иными лицами, в соответствии с законодательством о третейских судах;
4) осуществляет анализ деятельности своих членов на основании информации, представляемой ими в саморегулируемую организацию в форме отчетов в порядке, установленном уставом некоммерческой организации или иным документом, утвержденными решением общего собрания членов саморегулируемой организации;
5) представляет интересы членов саморегулируемой организации в их отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;
6) организует профессиональное обучение, аттестацию работников членов саморегулируемой организации или сертификацию произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), если иное не установлено федеральными законами;
7) обеспечивает информационную открытость деятельности своих членов, опубликовывает информацию об этой деятельности в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации;
8) осуществляет контроль за предпринимательской или профессиональной деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации;
9) рассматривает жалобы на действия членов саморегулируемой организации и дела о нарушении ее членами требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации.
5. Саморегулируемая организация имеет право:
1) от своего имени оспаривать в установленном законодательством Российской Федерации порядке любые акты, решения и (или) действия (бездействие) органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, нарушающие права и законные интересы саморегулируемой организации, ее члена или членов либо создающие угрозу такого нарушения;
3) участвовать в обсуждении проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, государственных программ по вопросам, связанным с предметом саморегулирования, а также направлять в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления заключения о результатах проводимых ею независимых экспертиз проектов нормативных правовых актов;
4) вносить на рассмотрение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления предложения по вопросам формирования и реализации соответственно государственной политики и осуществляемой органами местного самоуправления политики в отношении предмета саморегулирования;
5) запрашивать в органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления информацию и получать от этих органов информацию, необходимую для выполнения саморегулируемой организацией возложенных на нее федеральными законами функций, в установленном федеральными законами порядке.
6. Контроль за осуществлением членами саморегулируемой организации предпринимательской или профессиональной деятельности проводится саморегулируемой организацией путем проведения плановых и внеплановых проверок.
7. Плановая проверка проводится не реже одного раза в три года и не чаще одного раза в год.
8. Основанием для проведения саморегулируемой организацией внеплановой проверки может являться направленная в саморегулируемую организацию жалоба на нарушение членом саморегулируемой организации требований стандартов и правил саморегулируемой организации.
На данный момент саморегулирование присутствует в деятельности:
- арбитражных управляющих;
- аудиторов;
- управляющих компаний;
- кадастровых инженеров;
- оценщиков;
- рекламодателей, рекламопроизводителей, рекламораспространителей и иных лиц в области рекламы;
- строителей;
- по энергетическому исследованию;
- жилищных накопительных кооперативов;
- кредитных кооперативов;
- негосударственных пенсионных фондов;
- патентных поверенных;
- сельскохозяйственных кооперативов;
- участников рынка ценных бумаг.
В каких-то сферах деятельности участие в СРО является добровольным (например – реклама, участники РЦБ), в каких-то - обязательным, в том числе и в строительстве.
2. СРО в строительстве.
C 1 января 2010 года строителям для осуществления своей деятельности вместо лицензий стал нужен допуск на осуществление деятельности, получаемый в СРО. В этой сфере существуют саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, осуществляющих подготовку проектной документации, осуществляющих строительство. Т.е. строительным организациям, выполняющий весь спектр работ приходится вступать сразу в три СРО.
Одним из понятий, вводимых Градостроительным кодексом является "объект капитального строительства" - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Необходимо получать допуск только тем организациям или индивидуальным предпринимателям, осуществляющим работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Перечень видов таких работ утвержден приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 624.
Статья 48 Градостроительного кодекса для проектных работ дает небольшое послабление: осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи).
Среди работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту есть работы с астериском (т.е. со "*") данные виды и группы видов работ требуют получения свидетельства о допуске в случае выполнения таких работ на объектах, указанных в статье 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а именно:
1. К особо опасным и технически сложным объектам относятся:
1) объекты использования атомной энергии (в том числе ядерные установки, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ);
2) гидротехнические сооружения первого и второго классов, устанавливаемые в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений;
3) линейно-кабельные сооружения связи и сооружения связи, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации;
4) линии электропередачи и иные объекты электросетевого хозяйства напряжением 330 киловольт и более;
5) объекты космической инфраструктуры;
6) аэропорты и иные объекты авиационной инфраструктуры;
7) объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;
8) метрополитены;
9) морские порты, за исключением морских специализированных портов, предназначенных для обслуживания спортивных и прогулочных судов;
10.1) тепловые электростанции мощностью 150 мегаватт и выше;
11) опасные производственные объекты, на которых:
а) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, превышающих предельные. Такие вещества и предельные количества опасных веществ соответственно указаны в приложениях 1 и 2 к Федеральному закону от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"). Не относятся к особо опасным и технически сложным объектам газораспределительные системы, на которых используется, хранится, транспортируется природный газ под давлением до 1,2 мегапаскаля включительно или сжиженный углеводородный газ под давлением до 1,6 мегапаскаля включительно;
в) получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов;
г) ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях;
д) используются стационарно установленные канатные дороги и фуникулеры.
2. К уникальным объектам относятся объекты капитального строительства, в проектной документации которых предусмотрена хотя бы одна из следующих характеристик:
1) высота более чем 100 метров;
2) пролеты более чем 100 метров;
3) наличие консоли более чем 20 метров;
4) заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли более чем на 10 метров;
5) наличие конструкций и конструкционных систем, в отношении которых применяются нестандартные методы расчета с учетом физических или геометрических нелинейных свойств либо разрабатываются специальные методы расчета.
Предлагаю простой алгоритм, который поможет определить, необходим ли допуск на строительство:
1. Если работы осуществляются на особо опасных, технически сложных и уникальном объекте, – допуск необходим.
2. Если работы на таких объектах не планируются, выбираем в перечне видов работ необходимые.
3. Если все они с астериском – допуск не нужен, если есть хоть один без астериска – нужен.
Основные расходы на получения допуска состоят из следующих пунктов:
1. Компенсационный фонд (размер определяет ГрК).
2. Ежегодный (ежеквартальный, ежемесячный) членский взнос (размер утверждается общим собранием членов СРО).
3. Вступительный взнос (наличие и размер утверждается общим собранием членов СРО).
4. Ежегодная страховая выплата (размер определяется страховой компанией).
Размер компенсационного фонда для СРО в области инженерных изысканий составляет 150 000 рублей, для остальных двух все сложнее.
Пункты 6 и 7 статьи 55.16 Градостроительного кодекса определяют зависимость величины компенсационного фонда от стоимости работ по одному договору. К примеру: минимальный размер взноса в компенсационный фонд СРО на одного члена СРО, имеющего свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации, составляет 500 000 рублей или при установлении такой организацией требования к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, 150 000 рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять организацию работ по подготовке проектной документации, стоимость которой по одному договору не превышает 5 000 000 рублей.
Т.е. организация или ИП, внесшие в комп. фонд СРО 150 000 рублей (или 500 000 рублей, если деятельность не застрахована) может выполнять подготовку проектной документации стоимостью не более 5 000 000 рублей по одному договору.
Далее указана эта зависимость следующим образом: размер комп. фонда без страховки - размер комп. фонда со страховкой – максимальная стоимость работ по одному договору.
Проектные СРО:
500 000 – 150 000 – до 5 000 000,
750 000 – 250 000 – до 25 000 000,
1 500 000 – 500 000 – до 50 000 000,
3 000 000 – 1 000 000 – до 300 000 000,
4 000 000 – 1 500 000 – 300 000 000 и более.
Строительные СРО:
1 000 000 – 300 000 – до 10 000 000,
1 500 000 – 500 000 – до 60 000 000,
3 000 000 – 1 000 000 – до 500 000 000,
6 000 000 – 2 000 000 – до 3 000 000 000,
9 000 000 – 3 000 000 – до 10 000 000 000,
30 000 000 – 10 000 000 – 10 000 000 000 и более.
Требования к выдаче свидетельства о допуске в части документов, количества и квалификации персонала, имущества и техники организации или индивидуального предпринимателя утверждаются на общем собрании членов СРО отдельно для каждого вида работ и в соответствии с законодательством. Причем они существенно рознятся от того на простых ли объектах эти работы ведутся или на особо опасных, технически сложных или уникальных (см. Постановление Правительства РФ от 03.02.2010 N 48 "О минимально необходимых требованиях к выдаче саморегулируемыми организациями свидетельств о допуске к работам на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах капитального строительства, оказывающим влияние на безопасность указанных объектов"). Также существует унифицированное требования,выпущенное НОСТРОЙ-ем.Требования для каждого конкретного СРО можно прочитать на его сайте, ровно, как много иной информации, обязательной для публикации.
3. Национальные объединенияв строительстве.
В этой части приведу выдержки уже из Градостроительного Кодекса, позволяющие понять, что это такое.
1. Национальные объединения саморегулируемых организаций являются общероссийскими негосударственными некоммерческими организациями, объединяющими саморегулируемые организации на основе обязательного членства.
2. Создаются национальные объединения саморегулируемых организаций следующих видов:
1) Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания (НОИЗ);
2) Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации (НОП);
3) Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство (НОСТРОЙ).
3. Национальные объединения саморегулируемых организаций создаются в целях соблюдения общественных интересов саморегулируемых организаций соответствующих видов, обеспечения представительства и защиты интересов саморегулируемых организаций соответствующих видов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, взаимодействия саморегулируемых организаций и указанных органов, потребителей выполненных работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
4. Национальные объединения саморегулируемых организаций образуются Всероссийским съездом саморегулируемых организаций соответствующих видов.
5. Саморегулируемая организация исключается из членов Национального объединения саморегулируемых организаций соответствующего вида в случае исключения сведений о ней из государственного реестра саморегулируемых организаций.
6. Основными функциями национальных объединений саморегулируемых организаций являются:
1) обсуждение вопросов государственной политики в области соответственно инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;
2) представление интересов саморегулируемых организаций соответствующих видов в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления;
3) формирование предложений по вопросам выработки государственной политики в области соответственно инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;
4) защита интересов саморегулируемых организаций соответствующих видов;
5) рассмотрение обращений, ходатайств, жалоб саморегулируемых организаций соответствующих видов, а также жалоб иных лиц на действия (бездействие) саморегулируемых организаций соответствующих видов;
6) размещение средств компенсационного фонда саморегулируемой организации, зачисленных на счет Национального объединения саморегулируемых организаций соответствующего вида, и осуществление выплат из него в соответствии с настоящим Кодексом.
7. В случае выявления Национальным объединением саморегулируемых организаций допущенных саморегулируемой организацией нарушений в части несоответствия установленных саморегулируемой организацией требований к выдаче свидетельств о допуске установленным настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации требованиям, несоблюдения саморегулируемой организацией установленных саморегулируемой организацией требований к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, отсутствия у саморегулируемой организации компенсационного фонда, сформированного с учетом положений статьи 55.4 и частей 6 и 7 статьи 55.16 настоящего Кодекса, необеспечения саморегулируемой организацией доступа к информации о своей деятельности и деятельности своих членов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами Национальное объединение саморегулируемых организаций направляет в такую саморегулируемую организацию уведомление о выявленных нарушениях и предложение об их устранении в разумные сроки, а также направляет соответствующее уведомление и копии указанных документов в орган надзора за саморегулируемыми организациями.